Эксперты обсудили проблемы формирования ЕГРЗ

14.12.2017

В конце 2017 г. в  Москве   состоялось  расширенное заседание Совета Национального объединения организаций экспертизы в строительстве (НОЭКС). Заседание Совета прошло в формате «круглого стола» на тему: «Законодательные инициативы. Вопросы саморегулирования и реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2017 г. № 878 «О порядке формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства».

В центре внимания собравшихся были вопросы  о законодательной и нормативно-правовой основе института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. В частности, о создании в Российской Федерации единого государственного реестра экспертных заключений (ЕГРЗ).

Постановление правительства № 699 от 12.06.2017 вводит с 01.01.2018 года обязанность для негосударственных экспертных организаций перейти на электронную форму взаимодействия с застройщиками (заказчиками экспертиз). Кроме этого, вся проектная документация (ПД), результаты инженерных изысканий (РИИ) и исходно-разрешительная документация (ИРД) и тексты положительных заключений в обязательном порядке должны быть загружены в государственную информационную систему – ГИС ЕГРЗ. Номер и дату экспертному заключению с 01.01.2018 года присваивает только оператор ГИС ЕГРЗ – ФАУ «Главгосэкспертиза России», при условии полной комплектности всей ПД/РИИ/ИРД.

 В выступлениях председательствующего на заседании президента НОЭКС – Ш.М. Гордезиани и руководителей других экспертных организаций, входящих в НОЭКС, прозвучала обеспокоенность о дальнейшей судьбе института негосударственной экспертизы. Требования нового законодательства с 1 января 2018 года сильно усложнят условия ее существования и жизнедеятельности, поставят на грань выживания. Похоже, что уже нет надежды на то, что руководители отрасли и компетентные структуры предоставят отсрочку в реализации требований законодательных новелл (одновременный переход на  полный электронный документооборот, организация работы по  включению результатов экспертизы в единую информационную систему, переход на рельсы  саморегулирования для негосэкспертизы). И надо исходить в своих действиях, по словам собравшихся, из  того, что «свадьба состоялась» и теперь необходимо искать пути и решения в рамках новых реалий. При этом нужны гарантии безопасного хранения и использования тех сведений, которые теперь будут предоставляться участниками рынка в ЕГРЗ.

Руководитель НОЭКС резюмировал обсуждаемые на совещании (и порой весьма эмоционально) проблемы так:

    — Система ЕГРЗ заработает в начале 2018 года. Мы готовимся активно включится в работу системы, но нас не покидает тревога   возможных отдельных сбоев  и «подводных камней», которые не исключены для любой информационной системы. Это было бы не так чувствительно, если работа системы не была бы связана напрямую  с процедурой выдачи разрешения на строительство. Сбои в системе можно отрегулировать, а вот задержки с выдачей разрешений на строительство  будут   более чувствительны. И для того, чтобы обезопасить строительный комплекс от тех или иных негативных последствий, необходимо на первом этапе  снять зависимость выдачи разрешений на строительство от  работы системы.

    Что касается проекта закона о саморегулировании, то можно сказать кратко: документ не получился. В нем очень много нестыковок, непрофессиональных подходов. Плохо то, что документ не прошел обсуждения в установленном законодательством порядке. Профессиональное сообщество его даже не успело толком увидеть.  Считаем неправомерным запрет   на работу по совместительству для физических лиц (экспертов). Странно, что этот запрет распространяется только на независимых экспертов, тогда как проектировщики, подрядчики и др. – от него свободны. Налицо однобокий, дискриминирующий подход к специалистам негосударственной экспертизы, тем более что это связано с нарушением конституционных прав и  трудового законодательства. Кроме того, исключается возможность привлечения  к экспертизе   высококвалифицированных специалистов, в том числе на удаленном доступе.

    Далее председательствующий в очередной раз подчеркнул то, что в законодательстве о СРО имеет место конфликт интересов, так как СРО негосударственных экспертиз должна будет влиться в НОПРИЗ. Ставится под сомнение  достигнутая  определенная независимость экспертов при оценке качества проектных решений и результатов изысканий.  Сообщество негосударственных экспертов также считает, что указанное в документе количество организаций экспертизы для формирования СРО – 25 членов – не обеспечивает возможности выполнения саморегулируемой организацией своих законодательно установленных обязательств, не позволяет консолидировать экспертное сообщество, организовать защиту прав и интересов сообщества и выработки единых методических подходов к процедурам экспертизы и подготовке заключений, идентичных с заключениями органов государственной экспертизы. Такое маленькое количество членов раздробит единое сообщество негосударственных экспертиз, поскольку каждое СРО будет пытаться выработать и установить свои порядки. Задачи профессионального сообщества в максимальной консолидации, в результате которой возникнет одна, максимум две СРО. Но это дело будущего, хотя, возможно, и не столь отдаленного.

— Важно отметить и то, — подчеркнул Шота Михайлович, — что негосударственные экспертизы не могут и не должны вырабатывать стандарты, отличные от принципа работы государственных экспертиз, так как работают на единой основе — методической, методологической и т.д.,  и производят  продукт (заключение), имеющий одинаковую  юридическую значимость для последующих процедур.

    Саморегулируемая организация в области экспертизы должна разрабатывать только стандарты и правила внутренней организации работы, осуществления  контроля  за работой членов объединения,  а так же готовить методические рекомендации (правила)  по порядку формирования стоимости проведения экспертизы, обязательные для использования членами СРО.       Также говорилось на совещании и о проблемах будущей государственной информационной системы на этапе создания и отладки. Были даны реальные советы, как начать работу с ГИС ЕГРЗ с меньшим количеством технических проблем.

    Создание «личного кабинета» на сайте (этого придерживаются государственные экспертизы), таит в себе высокие эксплуатационные затраты в среднесрочной перспективе, огромные риски информационной безопасности и создает широкое поле для злоупотреблений, что, безусловно, следует учесть и заранее принять страховочные меры, выработав наиболее оптимальные варианты взаимодействия с системой, — отметили собравшиеся. Было также положительно расценено информирование и инструктаж экспертных организаций по вопросам работы в ЕГРЗ посредством проводимых вебинаров. 

Источник: http://www.stroyorbita.ru 

Подготовил Тимофей Кучушев